Наверх

Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных стандартов

Время чтения: 6 минут
0
Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных стандартов

Разработчики ФГОС теперь обязаны учитывать положения соответствующих профессиональных стандартов. Но на практике достижение этой взаимосвязи представляется достаточно сложным.

Быкова Т.А..jpgБыкова Т.А., зав. кафедрой документоведения РГГУ,
эксперт Рабочей группы по применению профессиональных стандартов
в системе профессионального образования и обучения
Национального совета при Президенте Российской Федерации
по профессиональным квалификациям.

От редакции: О принятых в данный момент проф. стандартах в сфере ИТ и управления документацией, нормативных документах для разработки стандартов читайте Развитие профессиональных стандартов в сфере управления информацией

Одним из направлений использования профессиональных стандартов является их обязательное применение при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) профессионального образования и профессиональных образовательных программ.

Разработчики ФГОС обязаны учитывать положения соответствующих профессиональных стандартов. Кроме того, постановлением правительства закреплена обязательность проведения экспертизы проектов ФГОС для установления их соответствия положениям профессиональных стандартов. Минтруда России обязано уведомлять Минобрнауки России о вступивших в силу профессиональных стандартах, а Минобрнауки России обязано вносить изменения в уже действующие образовательные стандарты. Изменения должны учитывать положения соответствующих профессиональных стандартов.

Нужно отметить, что в настоящее время готовятся поправки и в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и таким образом обязательность применения профессиональных стандартов при разработке профессиональных образовательных программ будет закреплена на законодательном уровне.

При Президенте РФ образован Национальный совет по профессиональным квалификациям, в функции которого, в числе прочего, вошли рассмотрение проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования, оценка их соответствия профессиональным стандартам и подготовка предложений по их совершенствованию. В рамках Совета была сформирована рабочая группа, куда вошли эксперты по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения.

Отраслевые советы по профессиональным квалификациям

Значительная роль в решении этой непростой задачи принадлежит и отраслевым советам по профессиональным квалификациям, одним из которых должен стать Совет по профессиональным квалификациям в области обеспечения управления организацией. В настоящее время активно ведется работа по его созданию.

Решением Правления НП «Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников» от 16.07.2014 было утверждено Положение о Совете и принято решение о его аккредитации в Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. На заседании Национального совета, которое состоялось в декабре 2014 г., признана целесообразность создания отраслевого органа по профессиональным квалификациям в области обеспечения управления организацией. В числе главных задач отраслевого Совета – участие в разработке отраслевых государственных стандартов профессионального образования и обновлении программ профессионального образования и обучения, а также организация деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Одним из основных условий аккредитации является соответствие программ требованиям профессиональных стандартов.

Деятельность Национальной ассоциации офисных специалистов и административных работников

Однако нужно отметить, что работа по созданию профессиональных стандартов в области документационного обеспечения управления была начата еще до формирования отраслевого Совета. В 2013 году Национальной ассоциацией офисных специалистов и административных работников была создана рабочая группа для разработки профессиональных стандартов офисных специалистов и административных работников, которая подготовила проект профессионального стандарта на вид профессиональной деятельности «Специалист по организационному, документационному и информационному обеспечению управления организацией». В рамках этого вида деятельности были определены профессиональные квалификации для следующих категорий работников: секретарь-администратор, делопроизводитель, секретарь руководителя и помощник руководителя.

17 декабря 2014 г. профессиональный стандарт «Специалист по организационному, документационному и информационному обеспечению управления организацией» был одобрен Национальным советом по профессиональным квалификациям и рекомендован к утверждению Минтруда России.

После включения в Реестр профессиональных стандартов он станет обязательной основой для разработки ФГОС следующих поколений и актуализации уже действующих образовательных стандартов по направлению профессиональной подготовки «Документоведение и архивоведение» (в части, касающейся подготовки документоведов). Таким образом, мы можем говорить о разработке и применении системы взаимоувязанных профессиональных и образовательных стандартов, которая должна учитывать государственные приоритеты в области образования и требования работодателей.

Взаимосвязь ФГОС и профессиональных стандартов на практике

На практике достижение этой взаимосвязи представляется достаточно сложным, т. к. федеральные государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров, специалистов и магистров уже давно используются в деятельности образовательных учреждений страны, в то время как разработка профессиональных стандартов фактически только начинается.

Проблемы, с которыми сталкиваются разработчики ФГОС, достаточно очевидны. Прежде всего, речь идет о различиях в ключевых понятиях и их определениях.

Так, например, вид профессиональной деятельности в профессиональном стандарте и в образовательном стандарте имеет различное содержание; в образовательном стандарте отсутствуют такие понятия, как «трудовая функция» или «трудовое действие», которые содержатся в профессиональном стандарте, и т. п. Отсутствие прямого соответствия требований профессионального стандарта, выраженных в трудовых функциях и трудовых действиях, требованиям образовательного стандарта, изложенных в компетенциях, объясняется тем, что ФГОС носят более общий характер и направлены на различные сферы деятельности.

В настоящее время Минобрнауки России разрабатывается методика решения выявленных проблем. В частности, Министерством подготовлены следующие документы:

●    Методические рекомендации по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом положений профессиональных стандартов

●    Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов.

После утверждения данные документы будут использоваться как при разработке образовательных стандартов следующего поколения, так и в процессе актуализации действующих стандартов и соответствующих им образовательных программ, в т. ч. и по направлению «Документоведение и архивоведение».

Таким образом, в настоящее время решается очень важная задача – введение профессиональных стандартов в практику профессионального образования. Это позволит сформировать систему подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров, необходимость в которых остро ощущается в самых разных областях деятельности.

Статья публикуется с сокращениями, полный текст читайте в журнале.

Источник: Журнал "Современные технологии документооборота и делопроизводства", №5 2015 (ПРОФЛИТ).

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь