Наверх

Профессиональные стандарты в Российской Федерации

Время чтения: 5 минут
0
Профессиональные стандарты в Российской Федерации

Что представляет собой система профессиональных стандартов в РФ, как разрабатывался и обсуждался профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» - и о многом другом читайте в статье.

Что представляет собой система профессиональных стандартов в Российской Федерации, как разрабатывался и обсуждался профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», каковы его структура и содержание – об этом и многом другом вы узнаете из настоящей статьи.

В наше время глобализации мирового пространства и все большего ускорения бизнес-потоков остро встает проблема унифицированной оценки квалификации специалистов.

Разработка профессиональных стандартов в России признана одним из актуальных направлений в области развития человеческого капитала с мая 2012 года с выходом Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Давайте посмотрим, как существовал рынок труда до появления профессиональных стандартов.

Система квалификационных справочников в Российской Федерации

Система оценки и управления кадрового потенциала была создана в Российской Федерации в середине прошлого века и актуальна до настоящего времени. В рамках Единой системы классификации и кодирования информации Российской Федерации действует Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятый постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367. Он представляет собой алфавитный перечень профессий, имеющихся в России, и является вторичным документом по отношению к Единому тарифно-квалификационному справочнику (ЕТКС) и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) (постановление Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»). Кроме того, в России действует Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), который был принят постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 298. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) был разработан в соответствии с Международной стандартной классификацией занятий (ISCO), которая содержит краткое описание около 800 профессий (занятий).

Также действует Общий квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37. В Справочнике приводятся квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), которые служат основой для разработки организациями внутренних организационно-распорядительных документов, в том числе – должностных инструкций.

Именно этими нормативными документами должны руководствоваться кадровые службы организаций в своей деятельности.

Вместе с тем указанные документы не содержат требований к профессиональным компетенциям работников и поэтому не являются основой для разработки образовательных стандартов, а используются лишь в целях классификации информации.

Преимуществом действующей системы квалификационных справочников можно назвать тот факт, что до настоящего времени они являются эффективным механизмом регулирования трудовых отношений: квалификационные справочники используются в большинстве российских компаний, особенно в бюджетном секторе экономики.

Кроме того, квалификационные справочники имеют широкий охват, содержат характеристики по 5,5 тыс. профессий рабочих и 2 тыс. должностей служащих.

Разработка системы квалификаций и предпосылки формирования профессиональных стандартов

В 1990-е годы на фоне изменений в российской экономике очень быстро образовался разрыв между потребностями рынка труда и уровнем профессионального образования. Переход России к рыночной экономике потребовал создания механизмов ее эффективного регулирования, т.е. разработки Национальной системы квалификаций, важным элементом которой стали профессиональные стандарты.

Вступление России в ВТО в 2012-м году показало необходимость приведения национального законодательства об образовании и труде в соответствие с международными нормативно-правовыми актами и требованиями ВТО.

Важно отметить, что вопросами разработки систем квалификаций в последние годы активно занимаются как отдельные государства, так и международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития, Международная организация труда, Всемирный банк и Европейский Союз. Интерес к данному вопросу обусловлен тем, что международным сообществом разработана стратегия обучения специалиста в течение всей жизни, необходимая для личностного и профессионального развития и карьерного роста.

По всему миру в течение последних 20 лет деятельность по разработке и внедрению в практику профессиональных стандартов развивается в направлении от создания локальных отраслевых систем стандартов до формирования национальных систем. Все эти системы начинают активно применяться как в сфере труда, обеспечивая карьерный рост и профессиональное развитие человека, так и в сфере образования. На основе профессиональных стандартов в области образования разрабатываются программы профессиональной подготовки и методы оценки квалификаций.

Россия, следуя опыту мирового сообщества, пошла по пути разработки национальной и отраслевых систем квалификаций и, в частности, разработки профессиональных стандартов, которые отражают потребности рынка труда и ставят сфере образования задачу по подготовке специалистов, востребованных работодателями.

Более подробно о том, что такое профессиональный стандарт, в чем преимущество профессиональных стандартов, кто разрабатывает профессиональные стандарты, о разработке профессиональных стандартов в РФ читайте в №4 2015 журнала «Справочник секретаря и офис-менеджера».

Единые стандарты профессии позволят работодателям определить уровень знаний и навыков кандидатов в процессе отбора и найма сотрудников, а образовательные учреждения смогут учитывать потребности рынка труда при разработке программ обучения и курсов повышения квалификации.

Для офисных специалистов профессиональный стандарт поможет определить умения и знания, необходимые для успешного выполнения профессиональных функций, более точно оценить потребности и возможности в профессиональной подготовке и реализовать четкие и ясные пути карьерного роста.

Источник: Журнал "Современные технологии делопроизводства и документооборота"

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь